Почему это случилось?
Русские философы и писатели, пережившие воочию апокалиптические дни переворота, заглянувшие в глаза предтече зверя, снова и снова пытались осознать причины величайшей трагедии, приведшей к гибели десятков миллионов людей, к поруганию вековых святынь целых народов...
Н А. Бердяев: «Исторические силы, вдохновляемые духом Великого Инквизитора, «исправили подвиг» Христа, делали свое дело, прикрываясь Его именем. И люди нашего времени с отвращением и злобой относятся ко всякому напоминанию о высшей свободе человека и вечном его предназначении. Дух Христов равно невыносим и охранителям старого здания — древней государственности и церковности, и строителям нового здания — социально¬позитивной вавилонской башни. Великий Инквизитор, скрывающийся под этим зданием человеческим, с враждой, иногда скрытой, иногда открытой, восстает против свободы Христовой, Христова призыва к вечности... Свободные, истинные слова не нужны, нужны слова полезные, помогающие устроить дела земные...
Великий Инквизитор совершает хулу на Святого Духа, и богоборчество его есть окончательная нелюбовь к Богу. Отвращение ко Христу скрыто в метафизической глубине его сердца. Вслед за ним совершают эту хулу многие говорящие «Господи, Господи», с именем Христа на устах распинающие Христа.
Официальные служители церкви, современные книжники и фарисеи, черные первосвященники, благословляющие преступления этого мира, если они совершаются власть имущими, бюрократические клерикалы, ... все эти маленькие инквизиторы — агенты Великого Инквизитора, отвратились в сердце своем от Христа и совершают надругательство над Духом”.
С. А. Аскольдов: «...русская революция свершилась, как нежданный Божий суд. ...Мы твердо убеждены, что русская революция не есть дело рук человеческих, хотя подготовлялась она и человеческими усилиями...
Русский бунт.
Русская революция оказалась судом не только над политикой и деятелями старого режима, но и над той частью русского интеллигентного общества, которая эту политику обличала и с нею боролась. Если бы гуманисты русского общества выступили на одоление звериного начала русской души в союзе со святыми, то весь тон их обличений и образ их действий был бы совершенно другой. Такое выступление имело бы все данные внутренне, а не внешне победить и исцелить застарелые болезни русской общественности. Но гуманистическое начало русской общественности выступило в своей оголенной самости и даже допустило в себя уже прямо враждебные христианству люциферианские энергии... Конечно, в этом была не только его вина. Святое в русском сознании своей органической спайкой со звериным и антигуманистическим всегда вводило в соблазн этой органичностью своей связи, давая повод думать, что одно неотделимо от другого... (многовековое следствие иосифлянской проповеди о «коварстве Божием»; об абсолютности монаршей власти, «поставленной от Бога» и неподотчетной никому на земле, в том числе святым)
Выступая как сила интеллектуальная, гуманистическое начало было не на высоте своей задачи именно с точки зрения этого разума, поскольку не разбиралось добросовестно и до конца в тех явлениях, которые оно критиковало и собиралось преобразовывать... Именно в силу этого русское гуманистическое движение было глубоко проникнуто примитивным материалистическим духом, не позволявшим ему даже задуматься о религии, а следовательно, и о святом начале русской общественности...
Многие из русских общественных деятелей, оказавшиеся так или иначе религиозно просвещенными и в то же время настроенными в духе прогрессивной общественности, соблазнились той присущей русской душе (с XVI-ro века введенной в глубокое церковное обольщение) связью святого и антигуманистического и вместо эволюционной работы разделения и освобождения одного от другого отреклись от исторической православной Церкви... Была провозглашена как бы некая повсюдность мистического присутствия Христа, где бы ни творилась гуманистическая общественность и хотя бы с полным пренебрежением к Его Имени. Так и в среде людей религиозного сознания подготовлялась почва к принятию Антихриста под личиной гуманиста-общественника...
Русский народ гарант справедливости.
Русский народ оставался по существу чужд гуманизму, зародившемуся и пребывавшему лишь в русской интеллигенции. И когда в нем, благодаря совместным влияниям Двухсторонних соблазнов справа и слева, умер святой, зверь не покорился человеческому началу, а остался освобожденным от всякого просветляющего и возвышающего его начала. И конечно, этот зверь оказался сильнее человека... Русские общественные деятели, пытаясь перестраивать Россию, никогда не позаботились понять Россию как страну великих замыслов и потенций, как в добре так и зле».
Г.П. Федотов: «Идеал правды был принесен в жертву славе и мощи. Стилизованный по православному Ксеркс стал идеалом православного царя и всего русского мнимо-христианского национализма. Отступничество революции было предвосхищено давно... Как бы ни оценивать силы борющихся сторон, ясно одно. Сейчас происходит отчаянная борьба за душу России и ее духовную судьбу. Сколько праведников спасет Содом? Кто сочтет? В руках архангела повисли весы над бездной, и чашка их колеблется под тяжестью бедных человеческих душ... Какое слово может быть религиозно действенно, может помочь спасительному выходу из кризиса? Только одно: вечное слово о покаянии...
Почему Россия — христианская Россия — забыла о покаянии? Я говорю о покаянии национальном, конечно. Было ли когда-нибудь христианское поколение, христианский народ, который перед лицом исторических катастроф не видел в них карающей руки, не сводил бы счеты со своею совестью? На другой день после татарского погрома русские проповедники и книжники, оплакивая погибшую Русь, обличали ее грехи... Жозеф де Местр видел в революции суд Божий. А в православной России не нашлось пророческого обличающего голоса, который показал бы нашу вину в нашей гибели. (О покаянии иерархов церкви, увы, речь не шла даже в годы ее гонений и внешнего разгрома в ХХ-ом веке!) Это бесчуствие национальной совести само по себе является самым сильным симптомом болезни...
Бесконечно тяжело, что наше национальное возрождение хотят начинать вместо плача Иеремии, с гордой проповеди Филофея. ...который уже раз отравил русское религиозное сознание хмелем национальной гордыни. Поколение Филофея (соборно принявшее дух иосифлянства), гордое даровым, незаработанным наследием Византии, подменило идею русской Церкви (“Святой Руси”) идеей православного царства. Оно задушило ростки свободной мистической жизни (традицию преподобного Сергия — Нила Сорского) и на крови и обломках (опричнина) старой, свободной Руси построило могучее восточное царство, в котором было больше татарского, чем греческого... Отрекаясь от византийской культуры (замучили Максима Грека!), варварская рука схватилась за двуглавого орла. Величайшая в мире империя была создана. Только наполнялась она уже не христианским духовным содержанием.
Трижды отрекалась Русь от своего древнего идеала святости, каждый раз обедняя и уродуя свою христианскую личность. Первое отступничество — с поколением Филофея, второе — с Петром, третье — с Лениным. И все же она сохранила подспудно свою верность — тому Христу, в Которого она крестилась вместе с Борисом и Глебом — страстотерпцами, Которому она молилась с кротким Сергием. Лампада преподобного Сергия, о которой говорил Ключевский, еще теплилась до наших дней. И вот теперь, когда всей туче большевистских бесов не удалось задуть ее, вызывают, как Вия, из гроба старца Филофея: не задует ли он? Будем верить, что не задует и что из всех блужданий и блуда освобожденная от семи бесов Россия, как Магдалина, вернется к ногам навсегда возлюбленного ею Христа».
Истоки революции
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо будут люди самолюбивы, сребролюбивы, горды, ...жестоки, ...более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:1-5).
Слепые, не желающие прозреть
По учению старцев, церковь — духовное сердце мира. К началу ХХ-го века российская церковь находилась в тяжелом кризисе, духовном параличе, по словам Достоевского. Сила святого православия иссякла в казенных синодальных водоемах. Забыто и по сути запрещено евангельское учение святых отцов о победе над грехом и ратями лукавого силою необоримого покрова Пречистой Девы. Открытое праведным сердцам созерцание выше ангельского совершенства и премирной чистоты Марии, поныне предстоящей Распятому Иисусу, в синодальный период осталось лишь в живом преемстве странников, подвижников дальних скитов и монастырей. Откровение богородичной любви сокровенно передавалось благодатной теплотой от сердца к сердцу, от животворной иконы к скорбящей душе. При множестве храмов, монастырей, духовных книг, проповедников, святость в христианской стране воспринималась подозрительно. Подвергалась осмеиванию и жестоким преследованиям со стороны официальных церковных властей! Атеизм стал символом веры для многих поколений интеллигенции.
Свет Сына Божия, в силу Его крестных страданий сходящий в мир, без непорочного начала святой чистоты и покрова Марии как бы стекает мимо. По благодати таинств внешне освящает души, даёт знамения, призывает к узкому пути... — но не найдя самой веры и желания святости в институциональных капищах и омертвелых душах, оставляет лжехристиан пустыми. Только в ХХ-ом веке за последние 10 лет небо даровало около 8 тысяч всемирных и признанных явлений Девы Марии и Господа, в том числе в России, — официозные магистры и доктора институционального богословия не заметили ни одного.
«Не знают ни писания, ни силы Божией...» — сказал о них Господь. Живые догматы о тайне Девы Марии, Матери Самого Господа, непостижимости Которой трепещут и поклоняются ангелы, не в силах постичь ее, созерцаются лишь богооткровенным сердцем, постигаются живы м учением святых отцов! Тайна непорочного начала и рождения свыше — белый камень (Отк.2:17) в основании души, тайна узкого пути и победы над грехом, тайна собора святых.
Серафим Саровский, солнышко земли российской:
«Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус (до 30 лет находясь в послушании у Марии и Иосифа Обручник), а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятаго Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми. Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божиею, обходящею всяческая, решится ради нее на утреневание к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот, послушный гласу ее, должен прибегнуть к искреннему во всех грехах своих покаянию и к сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели Христа ради к приобретению Духа Святаго, внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устрояющего...
Хотя враг диавол и обольстил Еву, и с нею пал и Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде Семени Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве Богородице Марии, ... стирающей во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. Поэтому самому Божия Матерь и называется «Язвою бесов», ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери».
Единая Надежда.
В скитах и храмах, в удаленных монастырях, в затворе праведных сердец, — благодать в Святой Руси теплилась именно Пречистой Девой Марией. О Ее живой эгиде и непрестанном присутствии на Руси нет ни слова в семинарских учебниках по истории церкви, разве что фигурирует лубочный образ конфессиональной Богородицы по праздникам. Между тем не только церковь, сама Русь, дом Божией Матери, создавалась благодатными и сокровенными печатями Пренепорочной Девы. Подвижники святого православия, архиереи, старцы-нестяжатели, передававшие своим ученикам само дыхание живой веры, сердечной молитвы, евангельского пути под покровом пренепорочной Матери Святой Руси, государственной церковью подвергались преследованиям (Тихон Задонский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, Григорий Распутин-Новый, Иннокентий Балтский...). Рукописи исповедников и подвижников веры, не вписавшихся в инквизиторские скобы, сжигались, изымались в секретные архивы следственных отделов. Авторов, если оставались в живых после допросов у архиереев и чиновников Тайной канцелярии, — навечно заключали в монастырские застенки и подвалы. Какою мерою меряете, такою вам отмерено будет... По словам Пречистой Девы в российском откровении, революция 1917 года явилась первым русским катаклизмом, очищающим святыню православия от фарисейской смертоносной тли.
Из газеты «Орловский вестник».
«С согласия и ведома священника и начальства заперли заподозренных штундистов в церкви, принесли стол, накрыли чистою скатертью, поставили икону и стали выводить по одному. — Приложись! — Не хочу прикладываться к идолам... — А! пороть тут же. Послабже которые, после первого же раза, возвращались в православие. Ну, а которые до 4 раз выдерживали...». Законы империи до 1905г. обязывали станового, получавшего от священника регулярные отчеты о посещении храма и образе мыслей прихожан, тщательно следить за спорами против православной веры! (Отменено личным указом Государя Николая II)
Епископ Варнава, подвижник Катакомбной церкви: «Позже я выучил наизусть знаменитый текст из пророка Исайи, где Бог говорит: что толку, если, как серп, согнется шея твоя от поста. Иудеи того времени, и не какие-нибудь, но ревностные, которые самим делом искали каждый день Бога, задавали в недоумении и обиде такие вопросы: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?»
Вопросы и ответы актуальных тем.
Все как и теперь. Верующие и неверующие, монахи и мирские тоже задают вопросы. Монахи: “Сколько лет живем в монастыре, постимся, молимся, работаем, а Бог как бы и не видит...” Благочестивые мирские тоже недоумевают: «Тяжелая жизнь настала. Дети не слушаются родителей. Я ли не молилась о своем ребенке, по понедельникам даже постилась, а что вышло: младший умер, а из старшего вышел бандит какой-то!» И Бог через пророка им отвечает: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других... Таков ли тот пост, который Я избрал..?» (Ис.58:3-4)
...Отсюда что следует? Истинный подвижник бежит из монастыря. Тот же внутренний протест, который побудил его оставить мир, теперь побуждает оставить и монастырь. Он не может в нем ужиться. Он видит, что обитель-то святая, да стоят во главе ее люди не только грешные (это бы ничего), но и сознательно преследующие свои личные цели, ничего общего со спасением не имеющие. И все прикрыто елейными словами, смиреннословием, фарисейским показом внешней иноческой добродетели и вынужденного поведения. Он бежит не потому, что не хочет терпеть скорби, — от скорбей человек не может уйти, хотя бы прошел всю землю, это закон, положенный Богом, — а потому, что ему мешают и просто не дают делать Божье дело. ... Я уже не говорю о тех случаях (очень частых в настоящее время), которые граничат с ересью, или грозят монаху настоящим падением, или угрожают самой жизни. Жития святых — не правда ли, как странно? — переполнены такими событиями. Ведь не кого другого, например, а преподобного Симеона, которому в Церкви только одному, после святого Григория Назианина и евангелиста Иоанна, присвоено наименование Богослова (Нового Богослова), братия хотела убить. Своего игумена! И за что? За то, что их поучал, звал к покаянию».
«Проливали кровь неповинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, ... — и осквернилась земля кровью. Оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими. И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушалея Он наследием Своим. И предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими... Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое» (Пс. 105:38-43).
Потеряв печати Духа, лишаясь прихожан, искавших праведности, и не желая каяться в лжесвидетельстве, «презлые иосифляне», тайная секта жидовствующих в лоне православной церкви, — принесли страшнейший вред России. Преисподним ядом отравили души целого народа, лишили сердца божественного света и силы непорочности, богородичных плодов от древа жизни. Превратным образом Бога, все церковным согласием на грех и «смирением» перед лукавым, черная секта последователей Иосифа Волоцкого затмила в глазах россиян самый образ живой святости.
За двести лет «святейший» синод не издал ни одной книги творений святых отцов, за исключением житий (неоднократно отредактированных) и богослужебных книг! Первое издание «Божественных гимнов» преподобного Симеона Нового Богослова, пророческой книги, исполненной светом, пребывавшим на гонимом фарисеями старце, молитвы из которой вошли в молитвослов, состоялось лишь в 1917-ом году. Не ранее, чем иосифлянский дух лишился власти и сам подвергся травле от большевиков. «Меру отцов своих» (Матф.23:32) уже в ХХ-ом веке дополнили красные попы-обновленцы, совместно с ГПУ создавшие небывалый в истории человечества феномен коммунистического государственного православия. Пришедший к власти (и своему посрамлению) обновленческий дух столетиями собирался в иосифлянских подвалах и алтарях... Истинную, покаянную историю православной церкви в России еще предстоит написать и оплакать на всецерковном покаянном соборе!
Паисий Величковский
«XVIII век круто обошелся с монастырями. Регламенты Петра I, с непомерным «обложением» монастырских земель, которые император называл «тунегиблыми», и иные попросту конфисковывал, а в других устраивал казармы и иноков забирал в солдаты; указы Екатерины II, довершившие изъятие монастырских владений и «посадившие» общежительствующую братию на «штатные оклады по трем классам» (больше половины оставив вовсе «за штатом»), печально завершили вековые пути многих обителей... Наследование школы созерцания едва теплилось, разгоревшись, однако, к последней четверти столетия благодаря усилиям, в первую очередь, Паисия Величковского. Он родился в Полтаве, начинал учебу в Киеве (но вскоре бросил по причине бездуховности преподавания в Киевской академии; усердно искал духоносных наставников и нашел истинных учителей монашества не в прославленной Киево-Печерской лавре, а в уединенном лесном скиту на территории зарубежной Молдавии), иночествовал в монастырях, скитах, жил во Святой горе, окончил архимандритом молдавских обителей Нямецкой и Секула, придя к тому, что и Нил: скит — самый спасительный путь для инока. В «Предисловии на книгу блаженного Отца нашего Нила Сорского» Паисий ратует за тот же «средний путь сопребывания с одним или двумя братиями»...
Страстный проповедник школы созерцания (возобновивший почти утраченную к тому времени традицию нестяжателей), Паисий в своих трудах об умной молитве и способах достижения ее, для доказательств правоты прибегая к цитированию святоотеческих авторов, наряду с Василием Великим, Иоанном Златоустом, Симеоном Новым Богословом, использует творения «ближайшего к нам Богоносного Отца нашего, Российского светила, Нила Сорского».
По мнению Паисия, преподобный Нил предсказал «бедствие времен сих»... Порабощенные Османской империей Молдавия и Валахия оказались центрами военных действий в обеих русско-турецких войнах (1768-1774 и 1787-1791). Идеи, взгляды, труды Паисия Величковского, с именем великого соотечественника Нила, находили благоприятный отклик в солдатах и офицерах Русской армии, бывало, подолгу расквартированных в Молдавских пределах. Многие вступали в переписку с Паисием, бывали и такие, которые становились прямыми его учениками, принимали иноческий постриг и, вернувшись на родину, продолжали приумножать умное делание. Как, например, схимонах Афанасий, бывший ротмистр гусарского полка, постриженник Паисия, прожил при нем семь лет, уехал в Россию в 1777 году, вселился во Флорищевую пустынь (Владимирской губернии). Часто наезжал в Москву, вел много бесед о молитве созерцания. Или Феодосий, архимандрит Софрониевской пустыни (Курская губ.). Некоторое время жил в Валахии, в скиту, вел длительную переписку с Паисием. В Россию уехал в 1787 году, вняв уговорам князя Потемкина.
Этот южный путь становления школы созерцания, верстанный давним, северным, от речки Соры, к концу XVIII столетия соединился с ним, и в XIX открыл на Руси новую стезю умного делания. На нее вступают люди из самых просвещенных кругов. Пушкинский Петербург знал блестящие имена оставлявших светскую жизнь ради постижения умной молитвы, среди которых наиболее яркое — Игнатия (Брянчанинова)».
Подвижники Божьи.
Среди многих подвижников того времени, окормлявшихся благодатью созерцателя Паисия, — основатели Оптинского старчества. Ученики Паисия Величковского восприняли и передали своим последователям святодуховские печати трезвения и молитвы, жертвенного служения и трепетной агапы, истинную традицию святых отцов, сохраненную не в мертвых книгохранилищах, а в живом предании. От отца к сыну, от Непорочного Сердца Пречистой Девы к ковчежным сердцам Ее тайных учеников через столетия передается свет духоносного старчества, непорочное начало праведности. В апостольском преемстве святости, в истинной церковной иерархии, укрепляемой дарами Святого Духа, воплотились слова Нила Сорского:
«Кто посвятит себя всецело делу Божию — того сама благодать Божия вразумляет, тому она способствует отныне и до века. Тех, же, кои не хотят подвизаться и суесловят, будто бы в настоящее время не подает Бог уже древних дарований, — тех, говорю, Апостол называет прельщаемыми и прельщающими других...
Нет, нет, то неправда, будто бы подвиги древних Отцов невозможны ныне. Невозможны они для тех, кои беспечно порабощают себя страстям, кои не хотят каяться, истинно прилежать делу Божию и предаются неполезным попечениям мира сего. Тех же, кои усердно каются, кои с многою любовию и страхом взыскуют Бога, и к Нему Единому взирают, и по законам Его поступают (по заповедям), — тех всех Господь приемлет, милует и дарует им благодать Свою, и прославляет их. Так уверяет нас все божественное Писание».
Многочисленным, богато украшенным и знаменитым казенным монастырям (тайным ранам на теле церкви), противостояли внешне убогие, но великие в духе сокровенные обители святых, открывавшиеся лишь алчущим и жаждущим сердцам. (Не отсюда ли и сказ о Китеж-граде?..) Горько вспоминал Паисий Величковский о состоянии современного ему иночества:
«Когда я ушел из мира, — рассказывает он, — с горячей ревностью усердно работать Богу в монашестве, я не сподобился в начале моего монашества даже следа от кого-нибудь увидеть здравое и правильное рассуждение, наставление и совет, согласный с учением святых отцов о том, с чего и как мне, неопытному и ново начальному, начинать... я начал скитаться там и сям, стремясь найти своей душе пользу, покой и вразумление и не находил, за исключением блаженных старцев Василия и Михаила (подвизавшихся в уединенных лесных скитах), от которых я получил и монашеское наставление, и великую духовную пользу...»
Из Устава преподобного Паисия, составленного им для своей обители:
«Первый устав и чин наш, неотступно нами соблюдаемый, ни одному из братий никоим образом никакого движимого и недвижимого имущества и ни малейшей вещи не иметь и не именовать своей, но все иметь общее. Ради же порядка настоятель, усматривая нужду каждого брата в пище, одежде и прочем, должен как отец, заботящийся о своих детях, давать каждому необходимое... От такого основания в общежительных братиях возрастает искренняя любовь к Богу и ближнему, кротость, смирение, мир, единомыслие и отсечение воли... И от этого является в них сердце и душа едина, а мирская зависть, ненависть, гордость, вражда и прочие злобы не имеют где голову подклонить...
В кельях братия должна сидеть со страхом Божиим, по преданию святых отцов, более всякого подвига предпочитая умную молитву, как любовь Божию и источник добродетелей, — в сердце умом совершаемую, как многие богоносные отцы о ней учат. Кроме молитвы иметь пение псалмов, умеренное чтение Ветхого и Нового Завета, учительных и отеческих книг... Праздным же отнюдь не быть, ибо праздность всякому злу научает...
Если же отступите от внимания себе и от чтения отеческих книг (т.е. от следования узкому пути, подобно иосифлянам), то отпадете и от мира Христова и от любви Его, и от исполнения заповедей Его, и тогда водворятся среди вас беспорядок, суета, неустройство, душевное смущение, колебание и безнадежие, ропот друг на друга и взаимные осуждения, и за умножение всего этого изсякнет любовь многих, а может быть, даже и всех. И тогда разорится собор ваш сначала душевно, а потом и телесно».
«Что такое инок? Инок — исполнитель всех заповедей Христовых, совершение христианства... Инок потому так называется, что имеет иное житие, не телесное, но духовное, иное деяние, иной век, иную пищу, иное одеяние и работу... Первый законоположник монашеству — Мелхиседек, священник Бога Вышнего, живущий без жены и без рода в пустыне; второй — Илия, в пустыне Хоривской, третий — Иоанн Креститель... Чин монашества утвержден самим Господом Иисусом Христом и Его апостолами. Господь жил в девстве, убожестве и нестяжательности. Также и апостолы, все оставивши, последовали за Христом. Иноки следуют учению и совету Христа, ревнуют жизни апостольской... Ложе их — земля, покров — небо...
Правила настоятельского служения.
Настоятель должен иметь ко всем братиям равную любовь; также должен заботливо наблюдать, чтобы и братия имели между собой истинную и нелицемерную любовь, как знамение ученичества Христова... Все немощи и падения чад своих должен настоятель отечески носить долготерпеливо, в надежде их исправления и истинного покаяния и исправлять их духом кротости, наставляя словом на полезное. А от общества их не удалять, особенно если от этого нет вреда прочим. Самочинно же живущих, своей воле и рассуждению последующих, отвергающих благое иго послушания и этим причиняющих вред прочим, ни в коем случае не терпеть, ...чтобы и другие не заразились их пагубной болезнью. Пришедших же в чувство и обратившихся к покаянию с радостью опять принимать и всякую милость и сострадание им оказывать, и прощать их согрешения, веселясь вместе с братией о их обращении.
«Старец часто говорил братии: «Я не хочу, чтобы кто-нибудь из вас боялся меня как грозного властелина, но чтобы вы любили меня как отца, подобно, как и я люблю вас как детей моих духовных.
...Не один раз старец говорил братии, что когда он видит чад своих духовных подвизающихся и ревнующих о сохранении заповедей Божиих и со смирением проходящих святое послушание, то он испытывает такую неизъяснимую радость, что большей радости не желает иметь даже и в царствии небесном. Когда же видит их нерадящими о заповедях Божиих, ...тогда его душу охватывает такая скорбь, что и во аде большей быть не может».
Из письма Паисия настоятельнице арзамасской общины М. П. Протасовой:
«Наставляй их, — пишет старец, — на путь спасения, показывая пример всякого доброго дела при помощи Божией: прилежным исполнением заповедей Евангельских, любовью к Богу и ближнему, кротостью и смирением, глубочайшим всегда ко всем миром Христовым, материнским милосердием, терпением и долготерпением, слезным молением, утешением и побуждением на всякое доброе дело; с любовью Божией нося их тяготы и немощи, горя к ним любовию Божией, как к сестрам и ученицам Христовым, прилежно наставляя их на истинное во всем к Богу послушание... Понуждай также себя быть примером для сестер твоих и соблюдением заповедей святых отцов и телесными трудами по силе твоей...»
В светлых, внешне простых обителях под руководством старцев-нестяжателей, и речи быть не могло о наказаниях палками, монастырских крестьянах, стяжаниях, судебных тяжбах за вотчины, ростовщичестве, доносах, заплесневелых монастырских подземельях с замурованными скелетами «еретиков» (обличавших лжемонахов) и прочих атрибутах апостасии, с помощью насилия и лжи воцарившейся в казенных институциональных недрах со времен Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного и Петра I.
Игнатий Брянчанинов
В середине XIX-го века многие живые сердца в России, разочаровавшись в официальной идеологии, обратились к святым отцам, к забытой мистической традиции духоносных старцев. Чутким душам уже открывалась грядущая эпоха, названная в откровении Пречистой Девы в Ля Саллет «столетием дьявола». Иные искали свои пути к возрождению духовности: переводили и распространяли книги, изучали философские школы, религиозные течения, искали харизм, мистики, мечтали о царстве всеобщей справедливости и равенства, о просвещении поко¬ениями пьянствующего народа. Декабристы и затем ранние коммунисты свою идеологию выводили прямо из Евангелия, указывая на лицемерие официальной церкви и общества и на мученический подвиг подвижников своей идеи. Даже сторонники террора ощущали себя кем-то вроде святых.
О надвигающемся говорили и старцы. Ангелы-хранители России призывали прозреть на причину грозящей бури, отсечь сам корень апостасии (истинной причины воцарения красного дракона). Требовалось перевернуть и омыть множество запекшихся кровью и слезами слипшихся страниц, иметь мужество вернуться к истокам, покаяться в общероссийской и общецерковной греховной чаше. Смертный грех — нераскаянный, в вечности запечатлен каждый вздох и каждое рыдание обиженного, а особенно обиженного церковью... Но не для того создавался «Священный Правительствующий Синод», не для принесения достойных плодов покаяния принимали казенные монастыри своих насельников.
Говоря от красе земли Русской, о деревянных и бело-каменных храмах и монастырях, и прозревая внутреннее, сокрытое от мира, «Св. летописец Нестор, инок Печерского монастыря, повествует так: «...много монастырей поставлено от князей, от бояр, от богатства, но не таковы они, как поставленные слезами, лощением и молитвой». Вот как почти иронически говорит святой о княжеском монастыре. ... ибо святые общины собирает только Сам Господь во времена для этого благоприятные.
...Богатые суеверы, с их ложными исканиями спасения души, не допускаемые при жизни святых в монастыри, тотчас простирают руки, чтобы повернуть монастырскую жизнь сообразно своей лжевере. Они покупают монастырские и подвижнические молитвы. Они сыпят золотом в монастырскую казну, чтобы обеспечить свое загробное беспечальное существование. Они жертвуют целые имения, чтобы заставить монахов служить только себе. И не звучит ли злой насмешкой не только над монашеством, но и вообще над именем христианства, что один добрый монах предупреждает товарища, что нужно поминать на проскомидии не только заплативших за поминания. Богатые лжехристиане, продолжая за счет бедных увеличивать свои сокровища, не имея никакого желания прекратить насилия, делятся известной долей золота с монастырями. Монастыри жиреют за счет худобы тех, о страданиях которых плакали всю жизнь святые, именованные основателями этих монастырей...
Обличение обманов.
С такой же непреодолимой навязчивостью, как богачи, стала вторгаться в монастыри и материалистическая сила крепнущего государства. Наконец, Левиафан государства приходит в монастырь и располагается там, как дома... члены церкви Христовой (лишь по традиции считающие себя таковыми), равнодушные, охлажденные в братской любви, веют смертельным холодом на духовных людей; тьма разливается в самой церкви».
В это предгрозовое время издает свои книги епископ Игнатий, воздвигнутый на служение не в уединенной общине нестяжателей (куда он стремился всю свою жизнь), а в среде, давно удалившейся от сокровенного Евангельского света:
«Сын приближенного императора Павла, в миру Дмитрий, он родился 5 февраля 1807 года. В семнадцать лет окончил Инженерный корпус. Вращался в среде аристократической молодежи, бывал в салоне президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Можно проследить его связи с Пушкиным, Крыловым, Батюшко¬вым, Гнедичем, со многими известными и влиятельными людьми той поры. Его «Письма аскета» обращены к обер-прокурору Синода... Нечаеву. Имея все возможности для успешной карьеры, Дмитрий Александрович Брянчанинов через три года после окончания корпуса выходит в отставку. Он живет послушником в Оптиной пустыни, Кирилло-Новоезерском, Дионисиво-Глущицком монастырях...
Иночествуя, Игнатий... становится видным деятелем Церкви. Он восстанавливает обители, казалось, уже обреченные на закрытие... Продолжая служение, несмотря на слабое здоровье, Игнатий (Брянчанинов) в 1857 году принимает по тому времени труднейшую из епископий — Кавказскую и Черноморскую. Но при всей напряженности внешней деятельности он ни на час до самой кончины (16 апреля 1867 года) не прерывает умной молитвы.
В обширных трудах о «духовном видении», о «совещании души с умом» Игнатий (Брянчанинов) выступает как прямой последователь Нила Сорского и Паисия Величковского. «Видение есть чтение и принятие духом Нового Завета. С прекращением умиления прекращается общение с Новым Заветом, является общение с Ветхим; ... является правосудие, усиливающееся исторгнуть око за око, зуб на зуб...»
Лестница совершенствования.
По лестнице совершенствования — сердечная теплота, хранение ума, видение (духовное чувство предстояния Голгофе, а не зрение душевных образов), благодатные слезы, — четыреста лет назад указанной Руси Нилом, восходили старцы и Оптиной пустыни... XIX век, уже ощущавший потрясения от воздействия материализующего мышления... распознал в умном делании способность великого блага — отвратить трагический разрыв человека с Творцом Истины, и принес свою признательность Нилу. Его труды изучают. Сличив множество списков, воссоздают полный текст «Предания» и «Устава». По крупицам собирают «писаньица» преподобного.
Из творений преподобного Игнатия (Брянчанинова).
«Мнение Ваше о монастырях вполне разделяю. Положение их подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода: она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферной перемене. Важная примета кончины монашества — повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единственного средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам...
Относительно монастырей я полагаю, время их кончено... Святой Исаак Сирин говорит, что телесное делание без душевного — сосцы сухи и ложесна бесплодны: это видно на воспитанниках Оптиной пустыни... Ненависть к Святому Духу является от принятия противного духа, который может вкрасться неприметно при действии свойственного себе слова... Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла... Наступила весна: не замедлит наступить лето и жатва».
«Молчание лучше слов... Желаю, чтобы всюду поведением твоим благовествовалось Евангелие! — Этого желаю непременно!.. Скудость в духовных сведениях, которую я увидел в обители вашей, поразила меня! Но где, в каком монастыре и не поражала она? Светские люди... имеют сведения несравненно большие и определительные, нежели эти жители монастырей. Это увидишь собственными очами. Живем в трудное время! «Оскуде преподобный от земли, умалишися правды от сынов человеческих»! Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании!
Образ благочестивости.
Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать. — Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благой целью, буди благословение Божие...».
«Вообще, мы еще не довольно знакомы с Преданием нашей Церкви и неприметным образом усвоились нам чуждые ей некоторые мнения Запада. По этой причине «Слово о смерти» (автор книги святой Игнатий Брянчанинов) сначала было принято многими неблагосклонно, но основательнейшие люди из духовенства на стороне его... Большинство духовенства сначала были против «Слова», но некоторые из духовенства — весьма немногие — были и за него. Когда же пообдумались, ... тогда все замолкли, впрочем, не по причине согласия. Нельзя было отвергать служителям православной Церкви учение, провозглашаемое Церковью всенародно на всем пространстве ее богослужения. (Подобным же образом по институциональным соображениям отвергается и святоотеческое учение о непорочности Девы Марии и Ее телесном вознесении в час успения, как и многое другое из наследия святых отцов!) Хотели отомстить иначе: но рука Божия отвратила удар, направленный при посредстве Б.Б., стоящего во главе шайки издателей... Писания мои мне не принадлежат, их источник — отцы, они принадлежат отцам православной Церкви. Избрание меня Промыслом Божиим в орудие преподания этой жизненной духовной пищей современному остатку верующих есть и им и мне благодеяние Божие.
«Мир любит свое», — сказал Спаситель. Когда мир услышит Слово Божие, провозглашаемое по стихиям и в духе мира, т.е. когда он услышит учение свое, прикрытое личиною учения Божия, тогда он превозносит его похвалами. Когда же он ощутит в слове присутствие иного духа, действующего разрушительно на владычество мира, тогда он заражается ненавистью к слову, устанавливает гонение на произнесшего слово. Очень опасно приобретать познания не во Христе, а развивая свое собственное падшее естество, пребывать по духу в общении с миром... Люди непременно заражаются враждою к Святому Духу, как заразилось этою смертоносною враждою иудейское духовенство, в чем и обличено оно первомучеником Стефаном (Деян.7:51). Эти ученые по букве не нашли слов, чтобы противупоставить их словам Духа, которые произносил Стефан, и потому возгорелись к сосуду Духа завистью и ненавистью... Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения, исходящего от Бога... Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!».
Правила об Истине.
«Четьи-Минеи, при всем неоспоримом достоинстве труда этого, не пунктуально точны с подлинниками в самих жизнеописаниях, но очень сокращены, добавлены разсуждениями, которые часто не могут высказать того, что холодное и голое (но точное) историческое повествование. Благодать Божия да наставит вас совершить путь спасения, тесный и прискорбный, но имеющий свои отрады: зрение святой Истины и извещение спасения Ею. Бог да поможет тебе претерпеть с благою надеждою те болезни, которыми сопровождается переход из ветхости в новость Христову...
Ругательства, которыми меня осыпают со всевозможною наглостью, отзываются и на учениках моих. Но неужели тщетен голос: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Неужели мы безсмертны? Неужели кратка жизнь вечная, чтоб не заслуживал какого-нибудь малого терпения в здешней жизни? Недостаточно одно самоукорение, говорит Варсонофий Великий, нужны и уничижения человеческие для доставления человеку смирения. Против смирения и терпения враг приносит хулу на Самого Бога, якобы оставляющего служащих Ему; но хула его да снидет на главу его чрез посредство славословия, благодарения и исповедания, приносимых Богу рабами Его, по примеру святых трех отроков...
Если вы имеете много ненавидящих вас, то знайте, что к вам милость Господа, Которого ненавидели слепотствующие человецы во время пребывания Его плотию на земле. Страха же ненавидящих вас и грозящих вам не убойтесь: Господа Бога освятите в сердцах ваших. — Благословение Божие да почиет над вами! — Неудобопонятным недугам твоим не удивляйся. Такова участь всех переплавляющихся в умном делании. Их недуги и их исцеления идут совсем иным порядком, нежели у прочих людей».
«Состояние Церкви... грустно. Святитель Тихон, смотря проницательно на направление, принимаемое современниками его, сказал: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот безценный дар Божий»... Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущие во Иудеи да бежат в горы... Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки — обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие...»
«Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это — попущение Божие. Сущии во Иудее да бежат в горы!.. Как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении: «...в последнее время... те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями».
Пророк Авель
Из «Жития преподобного Авеля пророка» (+1831г.), великого старца, пророчества которого о судьбах России дошли до Императора Николая II, принявшего их всем сердцем.
«Господь же... рече к нему, сказывая ему тайная и безвестная, и что будет ему и что будет всему миру... и от того времени, — повествует древнее о нём житие, — отец Авель стал вся познавать и вся разумевать» и пророчествовать... Стал ходить по разным монастырям и пустыням... За 9 леу он обошел многие «страны и грады, сказывал и проповедовал волю Божию и Страшный суд Его... (После доноса одного из монахов, старца привели к местному владыке) Авель говорил епископу, что книгу свою писал сам, не списывал, ... из видения; ибо, будучи в Валааме, пришед к заутрене в церковь, равно как бы Павел апостол восхищен был на небо и там видел две книги и что видел, то самое и писал, но никому своего сочинения не разглашал». А архиерей сказал ему: «Сия твоя книга написана под смертною казнию», — и, сняв с Авеля монашеское одеяние, для исследования и поступления по законам, за крепким караулом представил его в Костромское наместническое управление. «Губернатор же и советники его приняли отца Авеля и книгу его и видеша в ней мудрая и премудрая, а наипаче написано в ней царские имена и царские секреты. И приказали его на время отвезть в костромской острог». Из костромского острога Авеля под караулом отправили в Петербург.
В Тайной экспедиции, 5-го марта 1796г., Авель (подвергся допросу)... Вопрос: Отобранные у тебя тетради, ... с каким ты намерением таковую нелепицу писал, которая не может ни с какими правилами быть согласна?.. (Следователь, впервые увидевший пророчества, потрясен: синодальные правила имперской церкви абсолютно исключали саму возможность откровения Живого Бога) Авеля водили и к самому генералу-прокурору графу Самойлову. Тот прочел в книге, что Авель через год предсказывает скоропостижную смерть царствовавшей Екатерине II, ударил его за это по лицу и сказал: «Как ты, злая глава, смел писать такие слова на земного бога». «Отец же Авель стояше пред ним весь в благости, и весь в Божественных действах. И отвещевая к нему тихим гласом и смиренным взором, рече: меня научил писать эту книгу Тот, Кто сотворил небо и землю, и вся яже в них». Генерал подумал, что перед ним просто юродивый, и посадил его в тюрьму, но все-таки доложил о нём Государыне...
Преследование Авеля государственными органами.
В результате 17-го марта 1796 года вышел указ: «Поелико в Тайной Экспедиции по следствию оказалось, что крестьянин Василий Васильев (монашеского образа святой Авель был давно лишен распоряжением местного архиерея) неистовую книгу сочинял от самолюбия и мнимой похвалы от простых людей, что в непросвещенных могло бы произвести колеблемость и самое неустройство, а паче что осмелился он вместить тут дерзновеннейшие и самые оскорбительные слова, касающиеся до пресветлейшей особы Ея Императорского Величества и высочайшего Ея Величества дома, в чем и учинил собственноручное признание, а за сие дерзновение и буйственность, яко богохульник и оскорбитель высочайшей власти, по государственным законам, заслуживает смертную казнь; но Ея Императорское Величество, облегчая строгость законных предписаний, указать соизволила: ... вместо заслуженного ему наказания посадить в Шлиссельбургскую крепость с приказанием содержать его под крепчайшим караулом так, чтоб он ни с кем не сообщался, ни разговоров никаких не имел; на пищу же производить ему по десяти копеек в каждый день, а вышесказанные, писанные им бумаги, запечатать печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции»
Из откровений старца Авеля.
«...будет Николай Второй, святой Царь, Иову Многострадальному подобный. Он будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание... На венец терновый сменит он корону царскую. Он искупитель будет, искупит собой народ свой, бескровной жертве подобно.
Война будет, первая великая война, мировая... По воздуху люди, как птицы летать будут, под водой, как рыбы плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет трон царский. И предан будет Царь, как некогда Сын Божий, на распятие... Наступит воистину казнь египетская... Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет... Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника! А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны, одна горше другой будут. Новый Батый на западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного Царя... Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского».
«Уже после смерти Екатерины II, встречи с императором Павлом и временного освобождения преподобный Авель писал: «Мне запрещено пророчествовать именным указом. Так сказано, ежели монах Авель станет пророчествовать вслух людям или кому писать на хартиях, то брать тех людей под секрет и самого монаха Авеля и держать их в тюрьме или острогах под крепкими стражами... Я согласился ныне лучше ничего не знать, да быть на воле, нежели знать да быть в тюрьмах и под неволею... А если знать, то молчать»
Несмотря на это, в монастырских тюрьмах преподобный провел еще много страшных лет: “И видел в них добрая и недобрая, злая и благая, и всяческая и всякая: еще ж такие были ему искусы в Соловецкой тюрьме, которые и описать нельзя...»
После десятилетнего заключения, выйдя из очередной тюрьмы, пророк вновь призывает церковь к покаянию и нелицемерному служению; народ внемлет великому старцу, усердно молится, приносит обеты. Но Синод не благословляет живую веру и следование пророчествам, институциональный Бог — лишь на иконе:
«Жаль, вы сего не знали, и не сказали, кому следовало». (Письмо митрополита московского Филарета к ... епископу дмитровскому Иннокентию). Затем ему же от 2 мая 1829 года Филарет писал:
«Возвращаю вашему Преосвященству переписку о предсказательной молве. Благодарю, что вы хорошо развязали сей узел. Одно не худо бы прибавить, что Авель уже сидит под надзором».
В глухих монастырских застенках один из величайших пророков в истории церкви и умер после тяжелой болезни (по другой версии, скрылся до конца своих дней от синодально-жандармского неусыпного ока). Следуя словам Господа (Матф.24:15-16,28), подвижники уходили в леса, в пустыни, в затвор святых сердец, тайные скиты и часовни церкви внутренней, сокровенной. Имперская церковь, отвергшая и осудившая святых, окончательно приняла казенный дух, насаждаемый «Ведомством православного исповедания».